Аутплейсмент персонала или как правильно уволить сотрудника

Белорусский бизнес давно привык к корпоративам, тимбилдингу и коучингу. Но Запад продолжает подкидывать все новые и новые загадочные понятия. Одно из них – аутплейсмент персонала, суть которого — помочь увольняемым сотрудникам реализовать проект «новая работа»

Попробуем разобраться, приживется ли подобный акт доброй воли у нас, сколько это стоит и есть ли смысл делать свою компанию первопроходцем в данной области.

Что такое аутплейсмент персонала

Что такое аутплейсмент?

Увольнение – это всегда стресс. А в стрессовой ситуации человек часто поступает опрометчиво, например, передает конфиденциальную информацию компании-конкуренту, распространяет нелестные отзывы о бывшем работодателе в офлай и онлайн пространстве, инициирует судебные иски или разногласия внутри команды. Страдает HR-бренд компании и лояльность оставшихся сотрудников.

Услуги аутплейсмента – это гарантия безболезненного расставания сторон. Консультация психолога помогает уволенному работнику избавиться от депрессии, а профессионально составленное резюме и подходящая вакансия менеджера значительно ускоряют процесс трудоустройства. При необходимости добавляются курсы переподготовки, тренинги по прохождению собеседования, самопрезентации другим необходимым навыкам.

Аутплейсмент в России и на западе

Зарубежные компании прибегали к аутплейсменту еще в 80-х годах прошлого столетия. На постсоветском пространстве он появился только в 2000-х. И к 2010 году услугу аутплейсмента в России предлагало каждое уважающее себя рекрутинговое агентство.

Правда, если западные организации зачастую требуют гарантии трудоустройства бывших сотрудников, то в России ограничиваются урезанным вариантом аутплейсмента. И в основном данной услугой пользуются международные корпорации, а не местные компании.

Аутплейсмент в Беларуси и его условия

В Беларуси, как и в России, работодатели заботятся о дальнейшем трудоустройстве только ключевых сотрудников, а не линейного персонала. При этом примеры аутплейсмента в Беларуси единичны.

Руководители белорусских компаний не всегда готовы оплачивать даже обучающие программы для нынешних сотрудников. Хотя там и подразумевается реальный результат в долгосрочной перспективе: увеличение продаж, сокращение издержек производства, масштабирование бизнеса, выход на новые рынки. Аутплейсмент же и вовсе выбивается на этом фоне. Он может не дать вам результата, который измеряется в цифрах. Или мгновенного результата.

Отсюда логичный вопрос: стоит ли вкладывать в то, что точно не принесет прибыль?
Именно поэтому в Беларуси аутплейсмент остается величиной, которой разве что можно охарактеризовать отношение руководства к работникам или уже бывшим работникам. Косвенно подразумевается и сохранение репутации компании. Вопрос в том, просчитываете ли вы риски и выстаиваете ли стратегию в текущих реалиях?

Иная сторона аутплейсмента

О востребованности аутплейсмента персонала в Беларуси и его подводных камнях, рассказал директор консалтинговой компании ARTITERA Алексей Немкович:

Аутплейсмент в России

«Эта услуга у нас не востребована в первую очередь из-за цены. Полный аутплейсмент дороже, чем поиск и подбор персонала. Так что работодатели не спешат им воспользоваться. Хотя в моей практике есть несколько примеров частичного аутплейсмента без гарантии трудоустройства.

В него входит:

  • Собеседование с целью профориентации и корректировки резюме.
  • Сбор рекомендаций от бывших работодателей кандидата и непосредственно от консалтинговой компании ARTITERA.
  • Поиск кадровых агентств и потенциальных работодателей, которым отправляется полученный пакет документов.

Все эти этапы выполняются компанией ARTITERA. Существует и другой подход — дать человеку больше самостоятельности: рекрутинговая компания проводит собеседование, после чего кандидат сам составляет резюме, собирает рекомендательные письма, находит контакты работодателей, делает рассылку. А консультанты контролируют процесс и корректируют его при необходимости.

Такой подход рационален, когда кандидат начинает лениться. У меня есть опасение, что 90% людей имеют завышенные требования. Был случай, когда после проведения аутплейсмента кандидат получил 3 приглашения на собеседование, но не съездил ни на одно из них.

В СНГ аутплейсмент практикуется мало. Если говорить о дальнем зарубежье, то там тоже все неоднородно. В некоторых странах существуют специальные госпрограммы: первые 3 месяца на новом рабочем месте зарплата выплачивается из государственного бюджета, а не работодателем. В Беларуси тоже делают шаги навстречу тем, кто остался без работы.

По моим прогнозам, аутплейсмент в Беларуси будет востребован очень нескоро из-за нашего менталитета. Хотя стабильно после кризиса 3-4 работодателя приносят списки сотрудников, которых хотели бы трудоустроить. Но, узнав стоимость, большинство отказывается от этой затеи. Соглашаются довести дело до конца лишь некоторые филиалы иностранных компаний. Примеров аутплейсмента для белорусских организаций в моей практике пока нет».

В Беларуси пока не готовы тратить деньги на услуги HR консалтинга для бывших работников – это факт. Однако всегда можно найти способ с минимальными финансовыми вложениями. Например, поручив HR-менеджеру помочь уволенным сотрудникам составить резюме и обучить их азам самопрезентации. Такой подход повысит лояльность персонала, будет свидетельствовать о социальной ориентированности компании и не ударит по бюджету.

Автор статьи

Veronika Nemkovich ARTITERA

Вероника Немкович

Executive Search-консультант | Эксперт по подбору персонала | IT-рекрутер

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *