Мотивация в IT: управление персоналом в условиях рыночной нестабильности

В условиях постоянных изменений на рынке труда, компании сталкиваются с новыми вызовами в управлении командами и удержании талантов. Мы поговорили с Павлом Скуратом, СОО и HRD группы компаний Syntegrico | консалтинг, аутсорсинговая и продуктовая разработка в IT, который поделился своими стратегиями и практиками по созданию поддерживающей и продуктивной среды для сотрудников. Павел рассказал о том, как важно не только сохранять стабильность в бизнес-процессах, но и активно вовлекать персонал в корпоративную жизнь, поддерживать атмосферу сотрудничества и развивать профессиональные навыки.

1. Какие стратегии вы используете для построения поддерживающей и продуктивной среды для команд в условиях рыночной нестабильности?

  • Во-первых, поддержка всех процессов в обычном режиме. Например, даже если вы заморозили пересмотры зарплат на основании плановых профревью и ассессментов, то это не повод отменять сами ассессменты. Демонстрация сотрудникам механизма в виде стабильно работающих бизнес-процессов – это прямое подтверждение для сотрудников, что компания полностью контролирует текущую рыночную ситуацию и полностью готово к «шторму».
  • Во-вторых, обеспечение гласности антикризисных мер. Проведение на системной основе – минимум 1 раз в квартал глобальных по всей ГК и 1 раз в месяц в рамках конкретного офиса – так называемых «town halls» с участием топ-менеджмента компании. К данным встречам менеджмент готовит краткие обзоры общей эффективности работы компании в отчетном периоде, принимаемых мерах по оптимизациям структуры затрат и укреплению продаж, а также краткую сводку по изменениям на глобальном и локальных рынках, которые имеют проекцию на конкретный бизнес.

HR департамент аккумулирует анонимные вопросы от коллектива, которые отрабатываются менеджментом в ходе таун-холлов. Стоит отметить, что раскрываемые данные должны быть реальными, а не надуманными, а вот объем их раскрытия – корректироваться бизнесом, исходя из внутренних соображений защиты определенной коммерческой информации.

 

Любые попытки манипуляций здесь могут обойтись еще дороже, чем вы бы вообще ничего не делали!

 

  • В-третьих, демонстрация реальных антикризисных мер бизнеса персоналу, в числе которых затрагивающие персонал должны присутствовать, но в подтексте «персонал в последнюю очередь, а технические специалисты [прим. автора: в случае Syntegrico – это ключевой ресурс] – в исключительных случаях».

Например, мы заменили лакшери офисы на более скромные, уменьшили количество развлекательных ивентов и уменьшили штат нетехнического персонала. В то же время техническим специалистам, которые находятся в простое, предложили за счет компании обучение иным технологиям, НО с некоторым понижением окладов.

Таким образом, достигается win-win соглашение с техническими специалистами: со стороны бизнеса экономия на ФОТ в период простоев и с минимальными инвестициями расширение своей общей технической экспертизы на рынке, а со стороны сотрудников – сохраннее места работы и получение дополнительного профессионального развития, пусть и со снижением в моменте, уровня дохода.

  • В-четвертых, давать коллективу дозированно «хлеба и зрелищ». Да, как бы это странно не казалось, но затраты на проведение небольших ивентов за счет бизнеса – это демонстрация надежды на улучшение ситуации. Но здесь важно устраивать именно не пир во время чумы, а умеренно скромные ивенты и с более редкой периодичностью, чем в лучшие для бизнеса годы.

В качестве хорошей альтернативы «хлебу» могут стать корпоративные номинации с награждением лучших сотрудников и вручением им ценных (но не обязательно дорогостоящих) подарков. При этом, важно чтобы все сотрудники были сопричастны к номинированию и выбору лучших коллег, а не только руководство определяло их. Не стесняйтесь чаще говорить своим сотрудникам «спасибо» и хвалить их за их же достижения!

Таким образом, вложения бизнеса в «хлеб и зрелище» с лихвой окупят экономию на «заморозках» и отказе от повышения зарплат, при этом, позволяя не уронить общую вовлеченность и моральный дух персонала.

  • В-пятых, повышать вовлечение и сплочение персонала через элементы геймификации, а также возможность их самовыражения через социальные активности (спорт, арт, волонтерство/благотворительность и прочее). Важно, чтобы данные активности имели групповую, а не индивидуальную направленность. Еще лучше, когда корпоративные активности различной направленности пересекаются друг с другом и покрывают бóльшую категорию персонала.

Примером геймификации в данном случае может стать запуск на системной основе различных челленджей, которые персонал может добровольно принимать на себя, выполнять из и зарабатывать баллы, которые далее может обменивать на мерч.

С одной стороны, интересные челленджи разжигают азарт и персонал по цепной реакции начинает участвовать в них, в т.ч. получая в конечном итоге брендированный мерч. Бизнес же при минимальных финансированиях повышает не только вовлеченность персонала и его моральную привязку к своему бренду, но и решение иных, более глубоких задач: например, проведение тематических митапов, развитие HR-бренда, бесплатный живой, а не стоковый, контент для корпоративных аккаунтов в соцсетях и т.д.

  • В-шестых, работа с близким окружением своих сотрудников. Да, именно вторые половинки и наши дети чаще могут оказать более сильное влияние на моральное состояние своих супругов/родителей, которые работают у вас и строят ваш бизнес! Иногда небольшой детский новогодний подарок или корпоративный сувенир для «второй половинки» способен укрепить мысли сотрудника на долгое время, что бизнес заботится даже о его близких.
  • И последнее – это вести бесцеремонное искоренение пессимизма и деструктивных элементов, даже если они являются ключевыми игроками в вашей команде. Рыба гниет с головы, а чистят ее с хвоста. А рыба со страшной головой в магазинах продается без головы, чтобы не отпугивать покупателей. Так вот, если в среднесрочной и долгосрочной перспективе вы не хотите остаться наедине со страшной и прогнившей головой, рубите ее без сомнений на ранних стадиях!

Пессимизм в наше время – это неизлечимая и способная к быстрому распространению пандемия, которая не щадит и способно проглотить любой, даже вполне устойчивый бизнес.

2. Какие методы вы применяете для удержания талантливых сотрудников в вашей команде?

Вовлекаем в максимальное количество бизнес-процессов, формируя тем самым у сотрудников чувство максимальной причастности к бизнесу и органическому росту в профессиональном и финансовом плане вместе с ним.

 

А если человек мотивирован лишь деньгами – это априори хороший кандидат на сейлз-позиции, во всех остальных случаях (особенно если это начинает носить массовый характер) – это маркер для бизнеса и HR-менеджмента о том, что возможно что-то делается некорректно или что-то пошло не так, коль у сотрудников финансовый мотиватор на первом месте.

3. Какие программы и инициативы разработаны в вашей компании для мотивации и поощрения ключевых специалистов?

Для поддержания ключевых сотрудников мы используем корпоративную MVP (Most valuable player) программу, которая наряду с дополнительными социальными гарантиями и «плюшками» предоставляет сотрудникам участвовать во внутреннем коллегиальном консультативном органе, где обсуждаются и вырабатываются предложения для топ-менеджмента по решению тех или иных проблемных вопросов для бизнеса.

 

С одной стороны, сотрудники получают прямое вовлечение в бизнес-процессы компании и высказанный им вотум доверия бизнеса, а с другой – сам бизнес зачастую получает быстрые, недорогие и эффективные решения от людей, напрямую погруженные в конкретные процессы.

 

Стоит отметить, что данная программа носит прозрачный и открытый характер, а это значит, что ее участником может стать любой сотрудник, выполнивший определенные требования в части своего профразвития, перфоманса и личного участия в общественных процессах компании, а не просто будет включен в MVP программу по субъективному решению топ-менеджмента.

Поэтому данную программу можно смело считать логичным и неотъемлемым продолжением развития любой карьерной ветки в компании, и она является удобным механизмом не только для крупного, но и малого и среднего бизнеса, где сложно выстраивать естественные многоэтапные пути карьерного и профессионального развития и когда быстро упираешься в стеклянный потолок возможностей самого бизнеса.

4. Насколько активно ваши менеджеры по найму вовлечены в самостоятельный поиск кандидатов, помимо работы с отделом рекрутинга?

В период общего падения рынков, вопрос найма «правильных» людей стоит наиболее остро. Мы стараемся вовлекать менеджеров на всех этапах не только подбора персонала, но и его дальнейшей работы в компании.

 

Тщательно подходит к подбору персонала тот менеджер, которому довелось самому ошибиться в найме и самому же уволить того человека, с которым он ошибся.

 

Согласитесь, увольнения всегда вещь не из приятных. И каждый человек в будущем стремится избегать повторения неприятного опыта. Именно поэтому, большинство наших менеджеров вовлекаются естественным образом сами в формирование своих команд.

Вообще, вовлеченный в подбор менеджер – зачастую это «неудобный» внутренний заказчик для рекрутеров: дотошный нанимающий менеджер старается нанять «правильного» человека, а рекрутер, да, с одной стороны, старается помочь ему нанять того самого «правильного» человека. Но будем откровенны, что любой рекрутер в целом стремится поскорее закрыть вакансию, уложиться в свои нормативы, получить бонус и т.д.

И вот в этот самый момент такие менеджеры начинают сами выходить в рынок и искать тех самых уникальных кандидатов под себя. Хорошо это или плохо? На мой взгляд, скорее плохо. Во-первых, каждый должен заниматься своим делом (если рекрутинг не способен предоставить качественных кандидатов, значит есть с чем поработать внутри самого рекрутинга).

Во-вторых, подобная ситуация может выйти из-под контроля и под таким менеджером рано или поздно сформируется его личная команда в прямом смысле слова. Хорошо, если это действительно окажутся профессионалы своего дела. Но практике это чаще заканчивается формированием команд по принципу личной симпатии, протекционизма, «кумовства» и т.д. А это, в конечном итоге, может иметь серьезные риски для бизнеса.

5. Практикуется ли в вашей компании предоставление контрпредложений сотрудникам, получающим предложения от конкурентов?

Лишь в исключительных случаях, когда ситуация застала нас врасплох и мы не имеем возможности отпустить человека от слова «совсем». Мы стараемся строить работу с персоналом таким образом, чтобы не доводить ситуации до офферов, а обсуждать любые недовольства/проблемные моменты на ранних стадиях. Сотрудник с чужим оффером, про который даже не могли предполагать HR-менеджеры – это фейл HR службы.

Делая контроффер – мы мотивируем человека на деньги и на среднесрочную перспективу сохранения в компании. Но, в своем большинстве, сотрудники с контрофферами – это люди с утраченной лояльностью к бизнесу и вероятность рецидива ситуации с их стороны на дистанции в полгода-год крайне высока.

 

Как бизнесу относиться к чужим офферам для своих сотрудников? С благодарностью!

 

Это бесплатный для вас консалтинг, который позволяет лучше понять текущую конъюнктуру локального рынка труда, направление развития потенциальных конкурентов, уровень ваших зарплат относительно рынка, реальное качество профессиональной подготовки ваших сотрудников, а также точечно выявить слабо мотивированных и вовлеченных сотрудников в команде и, как следствие, возможные пробелы в работе HR и менеджмента в случае, если оффер для вас, был как снег на голову.

6. Какие навыки — hard skills или soft skills — вы считаете приоритетными при отборе кандидатов и почему?

На мой взгляд, люди с высоким уровнем гибкости и способностью быстро переключаться между задачами, с хорошим уровнем развития коммуникативных скиллов и эмоционального интеллекта (при прочих равных hard-скиллах) всегда будут более полезны для бизнеса.

 

Сегодня, наблюдая высокую инертность рынков и множество новых вызовов каждый день, любой бизнес (а значит и его сотрудники) должны быть максимально гибкими и уметь быстро подстраиваться под изменяющиеся обстоятельства. Также очень ценна способность к обучению. Все больше бизнесу нужно 2, 3, 4 специалиста в одном лице, а значит персонал должен быть готов в кратчайшие сроки изучать что-то новое. И сегодня это уже не только про программистов, которые и так должны находиться в постоянном изучении новых технологий.

Что касается hard skills, то безусловно это английский язык и умение работать с поиском нужной информации в Интернете и различными AI-инструментами. Не лишним будет для кандидатов и владение Excel и инструментами для создания презентаций, т.к. все больше в работе любых специалистов различного рода аналитики и визуальной презентации своей работы. Все остальные hard skills, на мой взгляд, являются уже узко-прикладными и зависят от конкретной специальности.

7. Проводились ли в вашей компании повышения заработной платы в 2024 году? Если да, то какова была их средняя величина?

Да, проводились. Мы имеет роуд-мапы по пересмотру уровней зарплаты для ряда категорий специалистов, которые непосредственно привязаны к их долгосрочным персональным планам профессионального развития. Соответственно, человек повышает свой профессиональный уровень – растет и его зарплата в IT. В среднем, это +200 – +400 USD в год.

8. Какие стратегии вы применяете для привлечения и удержания сотрудников поколения Z (зумеров) в вашей компании?

Для наших интернов [прим.автора: сотрудники без практического опыта, которых Syntegrico нанимало и обучала программированию с нуля], а в основном это как раз молодежь, нами предусмотрена комплексная система удержания.

С одной стороны – это дополнительный договор на обучение, согласно которому они обязаны отработать определенный срок в компании после успешного завершения обучения, и который содержит штраф (при чем, внушительный и превышающий двухлетний ФОТ сотрудника) за досрочное расторжение контракта с его уменьшением пропорционально отработанному времени.

С другой стороны, имеется «пряник» в виде накопительного бонуса, коэффициент которого привязан к грейду сотрудника и категориям сложности проектов, в которые вовлечен человек. Таким образом, в течение первого своего контракта (заключается сразу на несколько лет) сотрудник накапливает внушительную сумму и сам может влиять на ее, путем стремления к более быстрому профессиональному развитию. Выплачиваются же накопленные бонусы 12-тью траншами в случае продления контракта минимум на год.

Стоит отметить, что данная система куда лучше мотивирует людей к продолжению сотрудничества, чем все вместе взятые плюшки соцпакета (ДМС, спортивные абонементы и т.д.), а компании, в свою очередь, экономят значительные средства на тех же расширенных соцпакетах, росте ФОТ и наймах/обучении новых сотрудников (на этапе внедрения системы в 2018 году средняя продолжительность работы технического специалиста в компании составлял 2,5 года; в настоящее время этот показатель достиг почти 5 лет).

Что касается наймов и привлечения молодежи, то по большому счету их в основном волнует лишь финансовая сторона вопроса. Конечно, им важно получение первичного практического опыта, но этот опыт они в основном рассматривают лишь как ступеньку для достижения желаемого уровня дохода в краткосрочной перспективе. Поэтому стараемся формировать свои предложения с учетом данных факторов.

 

Сложность работы с данной категорией заключается в том, что они в целом мало задумываются о своем будущем, живут сегодняшним днем и часто готовы довольствоваться даже тем небольшим, что имеют.

 

При этом, какие-то сложные системы мотивации (а тем более построенные вокруг «кнута») они в целом отказываются воспринимать. Поэтому, когда мы разрабатывали собственную систему удержания персонала, то очень внимательно подходили к ее балансировке между «кнутом» и «пряником», а также старались сделать ее максимально понятной и простой для расчетов, чтобы каждый сотрудник буквально на пальцах все мог рассчитать.

Автор статьи

Pavel Skurat ARTITERA

Павел Скурат

Консультант ARTITERA

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *