Местами противоречивые тенденции продемонстрировали IT-компании в 2023 году на мировом рынке труда. Чтобы понять нелогичность, давайте оглянемся и сделаем анализ рынка труда за несколько лет. А затем посмотрим, что происходит на IT-рынке сегодня и узнаем, к чему готовиться бизнесу.
2019-2021 годы HR-аналитики называют золотым временем для айтишников. Этому способствовала пандемия, когда даже у компаний, не относящихся к ИТ-отрасли, резко вырос спрос на специалистов ИТ.
Открывались онлайн площадки для продаж и дистанционного обучения, внедрялись системы SAP ERP, 1C, Галактика, Oracle, Microsoft Dynamics AX, CRM, а многие работодатели переходили на формат удалённой работы. Даже далёкие от интернет-технологий компании стали искать рабочую айтишную силу и хватали специалистов ИТ, как горячие пирожки.
А у горячих пирожков росли оклады, число вакансий на выбор и шансы работать из дома.
Из аналитики рынка вакансий видно, что рекрутеры тогда получали заказы от работодателей в основном на мидлов и мидлов+ в возрасте до 35 лет. Специалисты других грейдов рассматривались выборочно. В джуна надо было вкладываться, сеньору – много платить.
В 2022 IT-рынок России и Беларуси перевернулся. Перед компаниями выросли 2 перспективы:
- Просесть на мировом рынке IT из-за массового ухода зарубежных компаний, отсутствия заказов, сокращений и утечки мозгов.
- Начать развивать собственные продукты и рынок IT-услуг.
Это может показаться удивительным, но именно та сфера, из которой в последнее время наблюдался наибольший отток специалистов, быстрее всех оправилась после условного «айтишного дна» 2022 года.
Исследование рынка показывает, что в 2023 количество вакансий начало расти. Если в сентябре 2022 на портале hh.ru было 64,4 тыс. актуальных вакансий, то в сентябре 2023 компании открыли 76 тыс. вакансий. Рост за аналогичный период составил 18%.
HR-специалисты говорят, что в первом полугодии 2023 проекты закрывались долго, однако во второй половине года дело пошло быстрее.
Что касается белорусского ИТ-рынка, то в первые месяцы 2023 года отрасль информационных технологий выглядела так:
- По количеству вакансий – седьмое место. В среднем на сайте rabota.by ежедневно было доступно 2 325 вакансий.
- По количеству резюме – третье место. Среднее количество резюме, ежедневно доступных на том же сайте, составляло около 18 136.
В 2023 появились неожиданные тенденции рынка труда, которые рассмотрим далее.
Касается всего мирового рынка информационных технологий.
В первой половине 2023 крупные корпорации, среди которых Google, Amazon, Microsoft, расстались более чем с 160 000 сотрудников сферы технологий.
Эта цифра даже больше, чем за весь 2022 год. Скорее, это закономерно. После большого всплеска бывает снижение. Если в 2019-2021 айтишный штат расширялся гигантскими темпами, то после 2022 года пришёл спад.
Однако рынок IT всё ещё кандидатский. Хотя и с небольшой оговоркой. Она в следующем абзаце.
С одной стороны, площадки поиска работы показывают внушительное количество резюме соискателей, желающих войти или продолжить работу в ИТ-отрасли. То есть создаётся впечатление конкуренции за рабочие места.
С другой же стороны, HR-аналитики говорят про дефицит в ИТ. А Минцифры РФ, например, оценило дефицит разработчиков в России в 500 000 – 700 000 специалистов.
Причины такого противоречия кроются здесь:
- Конкуренция за рабочие места существует только на начальных уровнях. Именно джуны и стажёры создают массовость в ИТ-сфере, однако их работодатели как раз и не ищут.
- Большое количество квалифицированных кадров было вымыто с отечественного рынка труда в связи с общественно-политической ситуацией. Огромным спросом пользуются мидлы и сеньоры.
Таким образом, ИТ-компании борются за высококвалифицированных специалистов, а низкоквалифицированные сражаются за работодателей.
Такая ситуация рождает ещё 2 тенденции:
- Конфликт зарплатных интересов соискателей и работодателей.
- Удержание персонала.
Зарплата IT-специалиста и скорость ее роста стали причиной привлекательности сферы информационных технологий для кандидатов. Кроме того, постоянная реклама и пиар быстрых обучений а-ля «стань специалистом IT-компании за месяц с нуля», привели к перенасыщению рынка джунами.
Реальные зарплаты в IT-сфере либо стали падать, либо просто перестали расти. Больше конкуренция среди кандидатов — меньше оклад. Закономерно. При этом ожидания и реальность порой доходят до сильного разрыва.
По данным hh.ru, за 2023 год наиболее яркий разрыв между ожидаемой и предлагаемой оплатой труда наблюдается для следующих специализаций:
- Аналитики данных хотят 120 000 RUB — работодатели предлагают 70 800 RUB.
- Продакт-менеджеры хотят 152 000 RUB — предлагают 119 000 RUB.
- Проджект-менеджеры хотят 120 000 RUB — предлагают 101 000 RUB.
Зарплатный разрыв прослеживается и в зависимости от уровня соискателя. Предложения компаний напрямую зависят от навыков и опыта кандидатов. Для джунов зарплатные предложения не изменятся или могут снизиться, для Middle и Senior будет наблюдаться замедленный рост.
Сегодня найм в IT свидетельствует о том, что работодатели не готовы перекупать специалистов, зато стараются удержать их нематериальной мотивацией, знают как построить HR-бренд компании.
Однако по вопросу удержания персонала обнаружились 2 противоположных мнения в HR-среде. Одни наниматели возвращают сотрудников в офис или предлагают гибридный формат работы. Например, с марта 2023 года Яндекс стал переходить на гибридный формат работы с посещением офиса 2-3 раза в неделю.
Помимо опасений за сохранность данных, руководители обосновывают тактику возвращения в офис ещё и тем, что управлять на удалёнке сложнее, корпоративная культура развивается слабо и «удалённые» сотрудники не чувствуют привязанности к компании. Следовательно, повышается текучесть.
Другие работодатели, наоборот, считают удалённую работу комфортным условием, потому что кандидаты охотнее выбирают именно такой формат.
В этой ситуации гибрид как раз выступает в роли компромисса: с одной стороны, сохраняется общий режим работы, с другой — предлагаются более гибкие условия труда для персонала.
В любом случае, в условиях дефицита квалифицированных кадров в IT, HR-специалистам надо учиться удерживать персонал. Пусть даже для этого придется точечно предлагать сотрудникам удалёнку.
Например, мидлам и сеньорам разрешить работать из дома, а джуна вернуть в офис. Так HR-рекрутеры смогут расширить воронку поиска кандидатов и рассматривать специалистов более высоких грейдов в разных локациях.
Джуну можно объяснить, что ему лучше работать в офисе с точки зрения карьерного роста. Это поддержка более опытных коллег за соседним столом, насмотренность, наслушанность, понимание работы в команде.
К тому же, не все IT-компании научились эффективно управлять удалёнными командами.
— Я не вижу человека, не знаю, чем он занимается, — иногда говорят руководители.
Отсюда возникает спрос на квалифицированных топ-менеджеров, способных эффективно управлять сотрудниками, которые находятся «по ту сторону зума». А это сложнее, чем когда все подчиненные находятся рядом в оффлайн кабинете.
После ухода западных ИТ-компаний местная ИТ-отрасль начала разработку и развитие собственных продуктов. Сегодня выигрывают те, кто работает на отечественном ПО. В золотые годы айтишников тот же 1C-разработчик был чуть ли не на самых низких позициях. А теперь на него вырос спрос и соответственно, цена.
Массовые сокращения на мировом IT-рынке происходят не только из-за мирового кризиса. Но из-за мировых нейросетей тоже.
Популярность ChatGPT и других моделей разделила аналитиков рынка вакансий на 2 лагеря. Одни воспринимают искусственный интеллект как угрозу трудоустройству реальных айтишников и риск для рынка IT. Другие видят в нейросетях необходимый инструмент, который поможет оптимизировать и удешевить процессы внутри компании.
Как бы то ни было, спрос на специалистов в области нейросетей растет, и эта тенденция будет сохраняться.
Если смотреть по грейдам, ситуация такая:
- Среди джунов сформировался рынок работодателя. Компании стали больше сотрудничать с учреждениями образования, брать стажеров и начинающих прямо из ВУЗа и взращивать «под себя».
- Для мидлов, сеньоров, лидов действует рынок кандидата и растет стоимость привлечения и замены опытных специалистов. Степень востребованности кандидата зависит и от специализации.
Например, в первом квартале 2023 года самыми запрашиваемыми на IT рынке Беларуси были QA-инженеры, бизнес-аналитики, проектные менеджеры, программисты на 1С и системные администраторы.
Что касается IT-рынка России, то 2023 год показал наибольший дефицит DevOps- и QA-инженеров, опытных разработчиков, аналитиков данных, руководителей команд, сиcтемных администраторов, графических дизайнеров. Самая жестокая конкуренция сегодня среди гейм-дизайнеров и data-специалистов.
Это может быть свидетельством того, что бизнес готовится запускать новые проекты, ведь инициации крупных проектов начинаются именно с аналитиков и менеджеров, способных управлять процессами разработки и развития.
Кроме того, дистанционная работа, рост числа удалённых операций и чего уж там – рост числа мошенников, привели к необходимости защищать системы от взломов и утечки данных, выявлять риски уязвимости баз данных и предотвращать кибератаки. Поэтому сегодня растет спрос и на специалистов в области кибербезопасности.
В разрезе экономики больше всего ИТ-специалистов в 2023 году, кроме самой отрасли информационных технологий, требовалось в финансовый сектор. В тройке самых крупных нанимателей-финансистов – Сбер, Тинькофф и Иннотех.
Активно развивается сегодня направление FinTech. Электронные деньги, удалённые платежи и другие финансовые операции требуют обслуживающего ИТ-персонала и рождают новые рабочие места.
За финансовым сектором идет сфера услуг для бизнеса, розничная торговля и электроника. Появляются новые способы взаимодействия между продавцами и покупателями.
12-лет в сфере IT-рекрутинг дает право говорить нам о том, что сегодня необходимо развивать нематериальную мотивацию сотрудников. Заботиться об атмосфере в коллективе, здоровье, комфорте и социальных гарантиях для сотрудников. ИТ-компании предоставляют сотрудникам медицинское страхование, бонусы на абонементы в фитнес-клубы, супервизии, призванные не допустить выгорания.
Исследование заработных плат показывает, что к 2030 году вес зарплаты, как фактора выбора компании, ослабеет. Кандидатам важны хорошие отношения с коллегами и развитый HR-бренд компании. Они хотят работать там, где видят перспективы своего развития, чувствуют заботу со стороны работодателя и себя нужными.